Нам часто приходится слышать слова «традиционные ценности» или «базовые ценности», «духовные скрепы». Мы слышим их от участников телешоу, в высказываниях консервативных публицистов и, конечно, от представителей госвласти.
Общечеловеческие ценности.
В создании и поддержании идейного хаоса с середины х годов большую роль сыграла догма « общечеловеческих ценностей». В основе ее лежит убеждение, будто существует некий единый тип «естественного человека», суть которого лишь слегка маскируется культурными различиями и этнической принадлежностью. Главные ценности потребности, идеалы, интересы людей якобы определяются этой единой для всех сутью и являются общечеловеческими. Раз так, значит, развитие разных человеческих общностей народов, культур приведет к одной и той же разумно отобранной из разных вариантов модели жизнеустройства. Представление о человеке естественном, которому якобы присущ некоторый набор природных ценностей, противоречит данным современной антропологии и является рецидивом биологизаторства, уподобления человеческого общества миру дикой природы, где разные виды ведут борьбу за существование и побеждает наиболее приспособленный вид. Такое представление социал-дарвинизм господствовало в общественном сознании англосаксонской части Запада в конце XIX века, а сейчас мы снова наблюдаем его оживление.
Ценности — это идеи, которыми мы руководствуемся по жизни. В этом они похожи на планы, страхи, намерения, установки и т. Всё это идеи, которые направляют нас в действиях.
Да существуют ли они?! В эпоху Великих географических открытий европейцы встревожились всерьёз: оказывается, христианская мораль - не просто не единственная в мире, но, возможно, и не самая высокая?! Как найти точки соприкосновения у христианского миссионера с его «не убий» — и людоеда с Новой Зеландии? Проще объявить аборигена дикарём, не доросшим до «высоких материй».